ОБОБЩЕНИЕ
И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ ПО ФИЗИКЕ НА ОСНОВЕ РОЛЕВЫХ ИГР
Ишкуватова
Г.В.,
МОУ
СОШ №10 г.Учалы, Россия
Современная
образовательная парадигма требует у учащихся
не только системы знаний, но и умения «добывать» нужных знаний в течение
всей жизни. В своей работе я большое внимание уделяю обязательной
систематизации и обобщению знаний по каждому разделу. Формы организации этой
работы могут быть самыми различными: это уроки- конференции, уроки-семинары,
уроки - деловые игры, зачеты. Очень важно, чтобы ученики увидели, почувствовали
практические применения полученных знаний, их востребованность, значимость, узнали проблемы и перспективы
развития отрасли, где эти знания будут
необходимы.
Технология
обобщения и систематизации знаний учащихся по физике основана на проектной
деятельности, требующей от учеников самостоятельности, глубокой проработки
материала, использования информационных технологий.
В
2010-2011 учебном году в 10-11 классах мною были проведены следующие уроки
обобщения знаний:
«Этот волшебный
мир кристаллов» в физико-математическом
10 классе,
«Физика и
медицина» в химико-биологическом 10 классе,
«Электроэнергетика
- проблемы и перспективы» в 11 классах,
«Путешествие по
шкале электромагнитных волн» в 11
классах.
26
апреля, в день 25-летия Чернобыльской катастрофы, был проведен обобщающий урок
по теме «Физика атомного ядра» под
названием « Ядерная энергия – спасение наше или самоуничтожение?»
Урок
прошел в форме пресс-конференции с участием
ученых-ядерщиков, журналистов, телерепортеров, ученых-генетиков, врачей-радиологов,
военных пожарных, аналитиков, членов
правительственной комиссии по расследованию причин катастрофы. Все эти роли исполняли сами ученики. Каждая группа проделала большую работу по добыванию и обработке информации, каждый
участник был поставлен в активную позицию, аргументировал, объяснял причины
явлений, формулировал выводы, расставлял акценты.
Конечным
итогом, результатом проекта явился отчет в форме компьютерной презентации,
которая включала фотографии, рассказы очевидцев, видеоролики, теоретический
материал, научные прогнозы. Удачны были параллель с
трагедией на АЭС Фукусимы, дискуссия об альтернативных формах энергетики.
Такая
форма обобщения и систематизации знаний, на мой взгляд, наиболее эффективна и
убедительна: формирует самостоятельность, активную жизненную позицию, интерес к
предмету и нестандартное мышление,
помогает в выборе будущей профессии.
Ниже
описываются узловые моменты структуры урока, основные задачи, решаемые на каждом этапе.
Вступительное
слово учителя:
«Сегодня
мир отмечает самый мрачный юбилей современной истории: 25 - летие катастрофы на
Чернобыльской АЭС. Несколько позабытая чернобыльская трагедия вновь приобрела
актуальность в связи с японскими катаклизмами. Сегодняшний наш разговор - это
память о погибших на атомных авариях, в атомных бомбардировках, атомных
исследованиях и испытаниях, жертвах техногенных катастроф, размышление о том,
что такое ядерная энергия - благо или самоуничтожение? Кто виноват в этих
трагедиях? Какого джинна выпустили ученые-физики в 1945 году? Готов ли человек
превратить энергию атома в мирную, безопасную? Может ли природа восстановиться
после таких катастроф? Сегодняшний наш
урок пройдет в форме пресс- конференции, на которой примут участие ученые, журналисты,
врачи, военные, аналитики, члены различных комиссий. Мы услышим разные
мнения о причинах катастрофы. Проследим
за хронологией событий, увидим страшные
последствия трагедии».
«Ученые-ядерщики»
рассказывают о теоретических основах
получения и использования ядерной энергии.
1-ый
ученый:
«Ядерная
энергия - это энергия, выделяющаяся при распаде тяжелых или при синтезе легких
ядер в более тяжелые». Далее «ученый» рассказывает о физических процессах, происходящих при
цепных реакциях деления урана-235 или плутония.
2-ой «ученый»
рассказывает о научных открытиях великих ученых - Эйнштейна, Резерфорда.
Гейзенберга, Иваненко, Чедвика, Ферми, которые привели к развитию ядерной
энергетики. Так же раскрывает вклад советских ученых - Игоря Курчатова и Андрея
Сахарова в создание новой отрасли
энергетики.
3-й
«ученый–ядерщик» рассказывает о ядерных
реакторах, об их устройстве, принципах работы,
особенностях, перспективах использования.
Все
выступления сопровождаются необходимыми слайдами, видеоматериалом.
Таким
образом, в выступлениях первой группы учащиеся полностью закрепляют и углубляют знания по теме «Физика
атомного ядра». Наглядно, эмоционально,
убедительно демонстрируются история
развития и теоретические основы ядерной физики.
Далее
разговор продолжают «тележурналисты». На богатейшем документальном
видеоматериале прослеживается хроника чернобыльской трагедии. На первых кадрах
старой кинохроники – молодой современный
город Припять: город цветов и детей.
Средний возраст жителей 26 лет. Город перспективных энергетиков, молодых
специалистов, комсомольцев- энтузиастов.
Широкие проспекты, красивые парки, современные дома, школы, детские сады…
Примерно
в 1 час 24 минуты 26 апреля 1986 года на 4-м блоке произошел взрыв,
перевернувший судьбы миллионов.
«Тележурналисты» рассказывают о том, как была организована
работа по спасению людей, какие были ошибки руководителей, персонала, военных.
Внимание акцентируется на способах дезактивации, действиях властей и населения
по уменьшению риска заражения.
В
нашей школе функционируют несколько кадетских классов, в том числе кадетский 9
класс. Учащиеся этого класса выступили в роли военных пожарных, участвовавших в
тушении пожара на АЭС. В военной форме, строгие
и серьезные, они рассказали о подвиге пожарных, о гибели молодых офицеров
от полученной дозы радиации, об
ошибках, о неготовности армии к подобного рода авариям.
Рассматривались
физические явления как «свечение воздуха», горение графита, радиоактивный пар и
т.п.
Группа
«членов правительственной комиссии по
расследованию причин аварии» сделала акцент на человеческий фактор - достаточно
ли был компетентен персонал,
ответственны операторы?
Достаточна ли была надежна
система обеспечения безопасности, совершенен ли сам реактор этого типа? Или как
всегда сработали наши «авось», беспечность, халтура.
Интересны
были выступления ученого-генетика и врача- радиолога. Совместно с учителем
биологии они подготовили материал о биологических действиях радиоактивности, о
генных мутациях, болезнях, страданиях тысяч людей. Были показаны видеоролики с рассказами очевидцев, результаты
исследований .
Учащиеся,
входящие в группу аналитиков, подготовили материал о последствиях Чернобыля, о вреде, нанесенном природе, сельскому
хозяйству, животному миру Украины, Белоруссии, России, северных стран Европы.
Привели примеры воздействия радиоактивности на экосистему, дали прогнозы на
дальнейшее развитие событий.
Итог
урока подводит ученик. На фоне фотографии Земли с космоса звучат слова: «И Фукусима, и Чернобыль, и Кыштым открыли
нам простую истину - нет железных занавесов, нет границ для экологических
бедствий, мир един и хрупок. Земля наша, как уникальное явление во Вселенной,
ранима и беспомощна перед человеческой безответственностью, халатностью, жестокостью.
Многие катастрофы сегодня - дело рук человека. Особенно велика ответственность
человека в освоении атомной энергии. Не зря природа спрятала ее так глубоко, вглубь
атомного ядра».
Таким
образом, урок реализовал целый комплекс
задач воспитания и обучения, не оставил
никого равнодушным к проблемам взаимодействия
человека, природы и науки. И явился эффективной формой углубления, закрепления и систематизации полученных
знаний на основе деятельностного подхода [1].