Принято:
Утверждаю:
Решением педагогического Директор
МБОУ СОШ № 10
Совета
_________________Х.А.Насибуллин
Протокол № от
-----
Приказ № _____ от __________2012
Положение
об исследовательской деятельности обучающихся
1. Общие положения
1.1. Исследовательская деятельность – процесс совместной
деятельности учащегося и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и
процессов, по открытию, фиксации, систематизации субъективно и объективно новых
знаний, поиску закономерностей, описанию, объяснению, проектированию.
1.2. Целью исследовательской деятельности обучающихся
является создание условий для развития творческой личности, ее самоопределения
и самореализации.
1.3.Для реализации поставленной цели решаются следующие
задачи:
- формировать
интересы, склонности учащихся к научно-исследовательской деятельности,
умения и навыки проведения исследований;
- развивать
интерес к познанию мира, сущности процессов и явлений (науки, техники,
искусства, природы, общества и т.п.);
- развивать
умения самостоятельно, творчески мыслить и использовать их на практике;
- способствовать
мотивированному выбору профессии, профессиональной и социальной адаптации.
2. Организация исследовательской деятельности обучающихся
2.1. Руководителями учащихся являются учителя, преподаватели
вузов, педагоги дополнительного образования или иные работники.
2.2. Направление и содержание исследовательской деятельности
определяется обучающимся совместно с руководителем. При выборе темы можно
учитывать приоритетные направления программы развития школы, индивидуальные
интересы учащегося и педагога. Тема утверждается руководителем по согласованию
с методическим объединением учителей.
2.3. Руководитель консультирует учащегося по вопросам
планирования, методики, оформления и представления результатов исследования.
2.4. Формами отчетности исследовательской деятельности
учащихся являются: реферативные сообщения, доклады, статьи, стендовые отчеты,
компьютерные программы, видеоматериалы, приборы, макеты и др.
2.5. Лучшие работы учащихся могут быть поощрены дипломами,
ценными подарками, рекомендованы к представлению на конференции, Дне науки, симпозиумы муниципального, регионального,
федерального, международного уровня, могут быть направлены на конкурсы,
олимпиады и т.д.
3. Виды учебно-исследовательской деятельности
3.1. Основными видами исследовательской деятельности обучающихся
являются:
- проблемно-реферативный:
- аналитическое
сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения
проблемы и проектирования вариантов ее решения;
- аналитико-систематизирующий:
наблюдение, фиксация, анализ, синтез, систематизация количественных и
качественных показателей изучаемых процессов и явлений;
- диагностико-прогностический:
изучение, отслеживание, объяснение и прогнозирование качественных и
количественных изменений изучаемых систем, явлений, процессов, как
вероятных суждений о их состоянии в будущем; обычно осуществляются
научно-технические, экономические, политические и социальные прогнозы (в
том числе в сфере образования);
- изобретательско-рационализаторский:
усовершенствование имеющихся, проектирование и создание новых устройств,
механизмов, приборов;
- экспериментально-исследовательский:
проверка предположения о подтверждении или опровержении результата;
- проектно-поисковый:
поиск, разработка и защита проекта - особая форма нового, где целевой
установкой являются способы деятельности, а не накопление и анализ
фактических знаний.
4. Критерии оценки исследовательской деятельности
4.1. Критериям оценки исследовательской деятельности
обучающихся являются::
- актуальность
выбранного исследования;
- качественный
анализ состояния проблемы;
- владение
автором научным аппаратом;
- сформулированность
и аргументированность собственного мнения;
- практическая
значимость исследования;
- четкость
выводов, обобщающих исследования;
- грамотность
оформления к защите результатов работы.
5. Процедура защиты и оценки исследовательской деятельности
обучающихся
5.1. Прослушивание исследовательских работ учащихся,
проводимое в форме публичных выступлений, показывает уровень овладения
обучающимися элементами учебно-исследовательской работы.
5.2. Прослушивание является составной частью подготовки учащегося
к выступлению на школьной научно-практической конференции или Дне науки.
5.3. Тема работы выбирается учащимся самостоятельно.
5.4. Содержание материала, на основе которого выполняется
исследовательская работа, должна выходить за рамки содержания
общеобразовательной программы.
5.5. Исследовательская работа должна содержать анализ
учебной, научно-популярной и научно-методической литературы по теме
исследований.
5.6.. Исследовательская работа ученика должна состоять, из
следующих частей:
5.6.1. Первая часть "Введение” должна обосновывать
актуальность избранной темы, показывать умение автора выделить и сформулировать
проблему, цели и задачи исследования.
5.6.2. Вторая часть
"Теоретическая” должна содержать изложение теоретического материала, на которое
опирается данное исследование.
5.6.3. В случае, если работа опирается на эксперимент,
доклад должен содержать "практическую” часть, состоящую из описания проведенных
экспериментальных исследований с необходимыми рисунками, таблицами, схемами.
5.6..4. В последней части "Выводы” учащийся анализирует
результаты проделанной работы, делает обобщающее заключение. Помимо общих
выводов о работе, ученик отвечает на вопросы рефлексивного характера: что я
узнал, выполняя работу, какая часть работы вызвала наибольшие трудности?
Почему? Что изменилось во мне во время выполнения работы?
5.7. Научное руководство учащимися, готовящими
исследовательскую работу, осуществляется научным руководителем, которым может
быть учитель или другой специалист.
5.8. Научное руководство или консультирование возможно
специалистами вузов и других научных учреждений.
5.9. Исследовательская работа представляется на
прослушивание вместе с рецензией научного руководителя и учителя-оппонента.
5.10. Научный руководитель и рецензент представляют
заключение на исследовательскую работу в письменном виде в научно-методическую
службу образовательного учреждения.
5.11. Работа представляется к рецензии не позднее, чем за
3-4 дня до прослушивания в виде, позволяющем передать ее на рецензию.
5.12. Процедура
защиты представляет собой:
- краткое
выступление автора работы (до 10 минут);
- ответы
на вопросы;
- выступление
рецензента;
- выступление
научного руководителя;
- свободная
дискуссия;
5.13. Итоговая оценка за исследовательскую работу
выставляется после обсуждения комиссией и вносится в протокол.