Иновационнные методы обучения истории
1. Блочно-модульная технология преподавания истории
Блочно-модульная технология преподавания истории является одной из самых распространенных форм обучения в старшей школе. Это не удивительно, так как данный метод несет в себе ряд преимуществ как для учителя, так и для учащихся. Главное преимущество заключается в разнообразии. Эта технология позволяет использовать и сочетать множество самых различных форм подачи материала и самостоятельной работы учащихся. Уже из названия метода выявляются две его составляющие. Под первым словом понимается объединение нескольких хронологически связанных и исторически важных тем курса в один блок, а под вторым - сочетание разнообразных моделей обучения:
v информативный модуль (лекция или опорный конспект, сопровождающийся видеорядом, диалоговая лекция);
v практический модуль (работа с документами и историческими текстами, сообщения учащихся, работа с видео и аудиоматериалами);
v повторительно-обобщающий модуль (семинары, коллоквиумы, круглый стол);
v контрольный модуль (тесты, письменный анализ источников, письменные ответы на проблемные вопросы).
Учитель и ученик – это не противостоящие друг другу субъекты, а равные участники общего образовательного процесса. Учитель не только обучает, он учиться сам, и в первую очередь у своих же учеников, оттачивая профессиональное педагогическое мастерство. Педагог, регулярно использующий блочно-модульную систему, вынужден постоянно повышать свой образовательный уровень, так как подготовка такого урока требует от него обширных знаний предмета, владения источниковой и историографической базой, а также практических умений, связанных с использованием инновационных технологий обучения. Демонстрация глубоких знаний преподаваемой им науки и умения донести эти знания до своих подопечных, обеспечивает учителю репутацию высококвалифицированного специалиста, что весьма ценится в ученической среде, и значительно повышает его авторитет. Преподаватель, имея возможность в рамках одной обобщенной темы сочетать все многообразие современных приемов обучения, обеспечивает эффективность образовательного процесса, повышает качество и уровень обученности учащихся.
Преимущества блочно-модульной методики очевидны и для учащихся. Во-первых, данная система подразумевает рассмотрение и изучение того или иного исторического периода комплексно. Лекция, чтение документов, просмотр художественного или документального фильма, обсуждение проблемных вопросов на семинаре, - все это как бы «погружает» учащихся в изучаемую историческую эпоху и способствует складыванию у них целостного представления о ней и формированию исторического мышления, поскольку события изучаются в тесной цепи причинно-следственных связей.
Во-вторых, разнообразие приемов блочно-модульной технологии помогает лучшей реализации возможностей и способностей учащихся. Ни каждый ребенок может, например, принимать активное участие в обсуждении темы на семинаре, круглом столе и т.д., однако он может проявить способности аналитического мышления при работе с документами, при письменном ответе, может активно отвечать на вопросы учителя во время диалоговой лекции.
В-третьих, использование различных видов работы учащихся дает возможность учителю оценить каждый из них. Таким образом, практически все учащиеся будут аттестованы.
В-четвертых, блочно-модульный метод напоминает по своей сути вузовскую лекционно-семинарскую систему. Для старшеклассников овладение навыками подобной формы работы в дальнейшем облегчит и ускорит их адаптацию при обучении в высшей школе. |
Таким образом, блочно-модульная технология является наиболее оптимальной формой обучения учащихся старших классов, так как по многим параметрам способствует повышению эффективности учебного процесса.
2. Медиаобразование.
Обучение приемам критического анализа содержания медиатекстов.
Медиаобразование – современное направление в педагогике, выступающее за изучение закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кинематографа, видео, Интернета).
Медиаобразование развивается в рамках интерактивного обучения. Взадачу медиаобразования входит научить подрастающее поколение работать с медиатекстом.
В современном мире текст имеет множество различных форм. Мы живем в информационном обществе. На человека ежедневно выливается поток информации, которую он не в состоянии всю переработать. Человечество развивается быстрее, чем человек. Если послушать практически любой музыкальный радиоканал, то выявятся его составляющие:1) информация о музыкальных новинках, музыкантах, певцах, группах; 2) блок новостей; 3) реклама; 4) познавательная информация из разных областей: история, биология, социология и т.д. и это все в течение каждого часа.
Из-за огромного количества информации она подается дозировано, клипово, по 3-5 минут. В современных фильмах наблюдается быстрая смена кадров, что называется акшэн. Речь дикторов стала в два раза быстрее по сравнению с дикторами 20-30 лет назад. Мир превратился в медиатекст, который надо научиться читать.
Огромный поток идет исторической информации. История – это базовая основа системы современного гуманитарного образования. Новые предметы (политология, правоведение, социология, МХК, философия, история мировых религий), введенные в некоторых школах, как правило, преподаются учителями истории.
Наше время показало, что наиболее обширными знаниями и навыками необходимыми в современном мире, обладает именно историк. Главным навыком является умение работать с текстом. Предмет его работы – это анализ исторического источника, то есть текста. Таким образом, профессиональный историк имеет опыт работы с исторической информацией. Современный же медиатекст есть ни что иное, как исторический источник. Новости телевидения и радио, газетные тексты – это историческая информация. Любой художественный, документальный фильм несет в себе историческую информацию и является историческим источником. Поэтому медиаобразование опять ложится на плечи учителя истории.
В
· различать факты и их интерпретации;
· анализировать различные виды информативных сообщений, свидетельств и оперировать извлеченными из них фактами;
· оценивать факты, аргументировать свою точку зрения и делать выводы;
· подходить ко всем материалам критически;
· обнаруживать тенденциозность в интерпретации исторических событий и противостоять воздействию ложной информации;
· понимать, что события могут иметь более одного истолкования, анализировать исторические картины, факты, вещественные источники;
· выделять причины и следствия;
· использовать первичные и вторичные источники;
· видеть иные точки зрения, уважать чужое мнение;
· ясно выражать свое мнение как устно, так и письменно.
Исходя из общих требований к обучению истории в лаборатории ТСО и медиаобразования ИОСО РАО под руководством д.п.н. Л.С. Зазнобиной были разработаны стандарты медаобразования. Медаобразование следует понимать как подготовку учащихся к жизни в информационном обществе. Стандарт медиаобразования согласно этой концепции рассматривается именно как комплекс умений, который выражен в следующих требованиях для подготовки учащихся:
1) вычленять главное в информационном сообщении, отделять его от «белого шума»;
2) понимать цели коммуникации, направленность информационного потока;
3) Понимать задания в различных формулировках и контекстах;
4) Аргументировать собственные высказывания;
5) Воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы «за» и «против» каждой из них;
6) Находить ошибки в получаемой информации и вносить предложения по их исправлению;
7) Находить требуемую информацию в различных источниках;
8) Систематизировать предложенную или самостоятельно подобранную информацию по заданным признакам;
9) Собирать и систематизировать длительное время (четверть, учебное полугодие или другой отрезок времени) тематическую информацию;
10) Устанавливать ассоциативные и практически целесообразные связи между информационными сообщениями;
11) Извлекать из предложенной информации данные и представлять ее в табличной или другой форме;
12) Составлять план информационного сообщения, предлагать форму его изложения, адекватную содержанию;
13) Составлять рецензии и анонсы информационныхсообщений;
14) Переводить визуальную информацию в вербальную знаковую систему, а вербальную информацию переводить в знаковую систему;
15) Трансформировать информацию, видоизменяя ее объем, форму, знаковую систему, носитель и др., исходя из целей коммуникативного взаимодействия и особенностей аудитории, для которой она предназначена;
16) Иметь представление об инструментарии подготовки, передачи и получения информации и первоначальные умения работы с этим инструментарием
Все эти медиаобразовательные умения должны развить у учащихся критическое мышление при восприятии и переработки информации§5.3.
3. Эвристический метод
Эвристика (гр. Heurisko нахожу). Метод эвристической беседы как формы обучения возник еще в Древней Греции, и представлял из себя систему наводящих вопросов, с помощью которых обучающийся должен был путем логических заключений прийти к определенному выводу. Свою актуальность этот метод не потерял и в наше время, более того, по ряду причин он все больше завоевывает образовательное пространство, так как позволяет наилучшим способом реализовывать интерактивные методы обучения.
Смысл данной методики заключается в обучении приемам самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы. Первоначально ученик действует под руководством своего наставника, который формулирует для него вопросы. Конечная цель метода - обучить человека диалогу с самим со собой: самостоятельно ставить вопросы и самостоятельно искать на них ответ. Но, чтобы правильно задать вопрос, надо осознавать степень своего незнания. Таким образом, эвристическая беседа складывается в следующую цепочку: от знания своего незнания к знанию.
К сожалению, современный среднестатистический школьник, если перефразировать Сократа, не знает, что он ничего не знает, то есть он даже не осознает степени своего невежества, поэтому у него нет вопросов. Вопрос – это осознание, что я чего-то не знаю, но желаю узнать. Поэтому эвристическая беседа, простроенная по принципу вопрос – ответ, призвана воспитать пытливость ума, пытающегося отыскать истину.
Эвристическая беседа идеально подходит для применения в рамках курса обществознания, так как при поисках ответов школьники могут опираться на свой жизненный опыт. В курсе же истории данный метод представляет трудности, поскольку при его использовании от аудитории требуется хорошее знание конкретных исторических фактов, а участники могут не владеть материалом. Поэтому границы применения метода может определить только учитель, который знает, какими, хотя бы общими фактами, владеют его ученики. |
На наш взгляд, наиболее оптимальной темой для использования метода эвристической беседы является тема: «Россия в начале XX в.», так как она включает в себя характеристику политической, экономической и социальной сфер российского общества. В данном случае ребята подкованы, поскольку из курса обществознания они знают, по каким основным параметрам характеризуются эти системы, а и из курса всеобщей истории они уже ознакомлены с состоянием Западных стран на период начала XX в. Это позволяет выстроить эвристическую беседу на принципах сравнительного анализа.