1.Блочно-модульная технология преподавания истории
Блочно-модульная технология преподавания истории является одной из самых распространенных форм обучения в старшей школе. Это не удивительно, так как данный метод несет в себе ряд преимуществ как для учителя, так и для учащихся. Главное преимущество заключается в разнообразии. Эта технология позволяет использовать и сочетать множество самых различных форм подачи материала и самостоятельной работы учащихся. Уже из названия метода выявляются две его составляющие. Под первым словом понимается объединение нескольких хронологически связанных и исторически важных тем курса в один блок, а под вторым - сочетание разнообразных моделей обучения:
vинформативный модуль (лекция или опорный конспект, сопровождающийся видеорядом, диалоговая лекция);
vпрактический модуль (работа с документами и историческими текстами, сообщения учащихся, работа с видео и аудиоматериалами);
vконтрольный модуль (тесты, письменный анализ источников, письменные ответы на проблемные вопросы).
Учитель и ученик – это не противостоящие друг другу субъекты, а равные участники общего образовательного процесса. Учитель не только обучает, он учиться сам, и в первую очередь у своих же учеников, оттачивая профессиональное педагогическое мастерство. Педагог, регулярно использующий блочно-модульную систему, вынужден постоянно повышать свой образовательный уровень, так как подготовка такого урока требует от него обширных знаний предмета, владения источниковой и историографической базой, а также практических умений, связанных с использованием инновационных технологий обучения. Демонстрация глубоких знаний преподаваемой им науки и умения донести эти знания до своих подопечных, обеспечивает учителю репутацию высококвалифицированного специалиста, что весьма ценится в ученической среде, и значительно повышает его авторитет. Преподаватель, имея возможность в рамках одной обобщенной темы сочетать все многообразие современных приемов обучения, обеспечивает эффективность образовательного процесса, повышает качество и уровень обученности учащихся.
Преимущества блочно-модульной методики очевидны и для учащихся. Во-первых, данная система подразумевает рассмотрение и изучение того или иного исторического периода комплексно. Лекция, чтение документов, просмотр художественного или документального фильма, обсуждение проблемных вопросов на семинаре, - все это как бы «погружает» учащихся в изучаемую историческую эпоху и способствует складыванию у них целостного представления о ней и формированию исторического мышления, поскольку события изучаются в тесной цепи причинно-следственных связей.
Во-вторых, разнообразие приемов блочно-модульной технологии помогает лучшей реализации возможностей и способностей учащихся. Ни каждый ребенок может, например, принимать активное участие в обсуждении темы на семинаре, круглом столе и т.д., однако он может проявить способности аналитического мышления при работе с документами, при письменном ответе, может активно отвечать на вопросы учителя во время диалоговой лекции.
В-третьих, использование различных видов работы учащихся дает возможность учителю оценить каждый из них. Таким образом, практически все учащиеся будут аттестованы.
В-четвертых, блочно-модульный метод напоминает по своей сути вузовскую лекционно-семинарскую систему. Для старшеклассников овладение навыками подобной формы работы в дальнейшем облегчит и ускорит их адаптацию при обучении в высшей школе.
Таким образом, блочно-модульная технология является наиболее оптимальной формой обучения учащихся старших классов, так как по многим параметрам способствует повышению эффективности учебного процесса.
2.Медиаобразование.
Обучение приемам критического анализа содержания медиатекстов.
Медиаобразование – современное направление в педагогике, выступающее за изучение закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кинематографа, видео, Интернета).
Медиаобразование развивается в рамках интерактивного обучения. Взадачу медиаобразования входит научить подрастающее поколение работать с медиатекстом.
В современном мире текст имеет множество различных форм. Мы живем в информационном обществе. На человека ежедневно выливается поток информации, которую он не в состоянии всю переработать. Человечество развивается быстрее, чем человек. Если послушать практически любой музыкальный радиоканал, то выявятся его составляющие:1) информация о музыкальных новинках, музыкантах, певцах, группах; 2) блок новостей; 3) реклама; 4) познавательная информация из разных областей: история, биология, социология и т.д. и это все в течение каждого часа.
Из-за огромного количества информации она подается дозировано, клипово, по 3-5 минут. В современных фильмах наблюдается быстрая смена кадров, что называется акшэн. Речь дикторов стала в два раза быстрее по сравнению с дикторами 20-30 лет назад. Мир превратился в медиатекст, который надо научиться читать.
Огромный поток идет исторической информации. История – это базовая основа системы современного гуманитарного образования. Новые предметы (политология, правоведение, социология, МХК, философия, история мировых религий), введенные в некоторых школах, как правило, преподаются учителями истории.
Наше время показало, что наиболее обширными знаниями и навыками необходимыми в современном мире, обладает именно историк. Главным навыком является умение работать с текстом. Предмет его работы – это анализ исторического источника, то есть текста. Таким образом, профессиональный историк имеет опыт работы с исторической информацией. Современный же медиатекст есть ни что иное, как исторический источник. Новости телевидения и радио, газетные тексты – это историческая информация. Любой художественный, документальный фильм несет в себе историческую информацию и является историческим источником. Поэтому медиаобразование опять ложится на плечи учителя истории.
В 1994 г. группами экспертов на семинарах в Граце (Австрия) и в 1995 г. в Смоленске были сформулированы требования европейского стандарта умений и навыков в обучении истории:
·различать факты и их интерпретации;
·анализировать различные виды информативных сообщений, свидетельств и оперировать извлеченными из них фактами;
·оценивать факты, аргументировать свою точку зрения и делать выводы;
·подходить ко всем материалам критически;
·обнаруживать тенденциозность в интерпретации исторических событий и противостоять воздействию ложной информации;
·понимать, что события могут иметь более одного истолкования, анализировать исторические картины, факты, вещественные источники;
·выделять причины и следствия;
·использовать первичные и вторичные источники;
·видеть иные точки зрения, уважать чужое мнение;
·ясно выражать свое мнение как устно, так и письменно.
Исходя из общих требований к обучению истории в лаборатории ТСО и медиаобразования ИОСО РАО под руководством д.п.н. Л.С. Зазнобиной были разработаны стандарты медаобразования. Медаобразование следует понимать как подготовку учащихся к жизни в информационном обществе. Стандарт медиаобразования согласно этой концепции рассматривается именно как комплекс умений, который выражен в следующих требованиях для подготовки учащихся:
1)вычленять главное в информационном сообщении, отделять его от «белого шума»;
2) понимать цели коммуникации, направленность информационного потока;
3) Понимать задания в различных формулировках и контекстах;
4)Аргументировать собственные высказывания;
5)Воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы «за» и «против» каждой из них;
6)Находить ошибки в получаемой информации и вносить предложения по их исправлению;
7)Находить требуемую информацию в различных источниках;
8)Систематизировать предложенную или самостоятельно подобранную информацию по заданным признакам;
9)Собирать и систематизировать длительное время (четверть, учебное полугодие или другой отрезок времени) тематическую информацию;
10)Устанавливать ассоциативные и практически целесообразные связи между информационными сообщениями;
11)Извлекать из предложенной информации данные и представлять ее в табличной или другой форме;
12)Составлять план информационного сообщения, предлагать форму его изложения, адекватную содержанию;
13)Составлять рецензии и анонсы информационныхсообщений;
14)Переводить визуальную информацию в вербальную знаковую систему, а вербальную информацию переводить в знаковую систему;
15)Трансформировать информацию, видоизменяя ее объем, форму, знаковую систему, носитель и др., исходя из целей коммуникативного взаимодействия и особенностей аудитории, для которой она предназначена;
16)Иметь представление об инструментарии подготовки, передачи и получения информации и первоначальные умения работы с этим инструментарием
Все эти медиаобразовательные умения должны развить у учащихся критическое мышление при восприятии и переработки информации§5.3.
3.Эвристический метод
Эвристика (гр. Heurisko нахожу). Метод эвристической беседы как формы обучения возник еще в Древней Греции, и представлял из себя систему наводящих вопросов, с помощью которых обучающийся должен был путем логических заключений прийти к определенномувыводу. Свою актуальность этот метод не потерял и в наше время, более того, по ряду причин он все больше завоевывает образовательное пространство, так как позволяет наилучшим способом реализовывать интерактивные методы обучения.
Смысл данной методики заключается в обучении приемам самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы. Первоначально ученик действует под руководством своего наставника, который формулирует для него вопросы. Конечная цель метода - обучить человека диалогу с самим со собой: самостоятельно ставить вопросы и самостоятельно искать на них ответ. Но, чтобы правильно задать вопрос, надо осознавать степень своего незнания. Таким образом, эвристическая беседа складывается в следующую цепочку: от знания своего незнания к знанию.
К сожалению, современный среднестатистический школьник, если перефразировать Сократа, не знает, что он ничего не знает, то есть он даже не осознает степени своего невежества, поэтому у него нет вопросов. Вопрос – это осознание, что я чего-то не знаю, но желаю узнать. Поэтому эвристическая беседа, простроенная по принципу вопрос – ответ, призвана воспитать пытливость ума, пытающегося отыскать истину.
Эвристическая беседа идеально подходит для применения в рамках курса обществознания, так как при поисках ответов школьники могут опираться на свой жизненный опыт. В курсе же истории данный метод представляет трудности, поскольку при его использовании от аудитории требуется хорошее знание конкретных исторических фактов, а участники могут не владеть материалом. Поэтому границы применения метода может определить только учитель, который знает, какими, хотя бы общими фактами, владеют его ученики.
На наш взгляд, наиболее оптимальной темой для использования метода эвристической беседы является тема: «Россия в начале XX в.», так как она включает в себя характеристику политической, экономической и социальной сфер российского общества. В данном случае ребята подкованы, поскольку из курса обществознания они знают, по каким основным параметрам характеризуются эти системы, а и из курса всеобщей истории они уже ознакомлены с состоянием Западных стран на период начала XX в. Это позволяет выстроить эвристическую беседу на принципах сравнительного анализа.