Как
помочь ребенку в учебе: рекомендации родителям
Чаще
всего предметом обсуждения педагогов и родителей станов вопросы, связанные с
ухудшением успеваемости школьника. Возможные
причины школьной неуспеваемости:
•у ребенка не
сформирована мотивация к учению;
•он не владеет
способами и приемами учебной деятельности;
•не сформированы
психические процессы: мышление, внимание, память
•преобладает
авторитарный стиль родительского воспитания в семье или обучения в
школе.
Хотелось
бы обратить внимание на два аспекта, связанных с проблемой снижения
успеваемости.
Во-первых,
позиции учащихся, педагогов и родителей в определении причин неуспеваемости
расходятся, что снижает эффективность их усилий. Учащиеся
объясняют неуспеваемость:
-наличием плохой памяти, слабого
внимания, неумением cocpeдоточиться, т. е. индивидуальными особенностями;
-сложностью учебной программы отдельных
предметов школы курса;
-профессиональной некомпетентностью
учителей. Учителя считают,
что:
•школьники
безответственны, ленивы, невнимательны и т.п.;
•родители плохо
помогают детям в учебе;
•программы
обучения слишком сложны. Родители называют
такие причины:
• недостаточные
способности детей, точнее, их отсутствие.
•Чтобы
адекватно определить истинные причины неуспеваемости, необходимо свести к
минимуму эти противоречия.
Во-вторых,
рекомендуя родителям принять меры, способствующие улучшению успеваемости
детей, педагог часто ограничивается общими пожеланиями, не учитывая
индивидуальные и психологические особенности детей и родителей, дает примерно
такие советы: "надо больше заниматься с ребенком дома";"боритесь
с его ленью";"усильте контроль выполнения учебных заданий";
"наймите репетитора" и т.
д.
Невысокая
эффективность таких рекомендаций является причиной разочарований и
неудовлетворенности родителей общением с педагогами, недооценки своих
возможностей по преодолению трудностей в учебе детей, безверия, а также
неадекватности действий, к которым они прибегают. Нередко такие меры не
помогают, а мешают, подрывают здоровье и психику ребенка, снижают и без того
невысокий интерес к знаниям и учебе, инициативу и самостоятельность.
Родителям необходимо помнить:
1.Ребенок остается
ребенком и в школе, и дома. Ему хочется поиграть, побегать, и нужно время,
чтобы он стал таким сознательным, каким его хотят видеть взрослые.
2.В школе и дома
должна осуществляться особая организация обучения. Необходимо:
•уменьшить
количество и интенсивность отвлекающих факторов;
•задачи ставить
ясно и четко;
•обучить приемам
и способам учебной деятельности, научить ребенка пользоваться словарями,
книгами, объяснить необходимость хорошо знать правила, отработать навыки их
применения; содействовать развитию умственных способностей и познавательных
процессов (памяти, внимания, мышления, воображения, речи и др.).
3. Важно обеспечить эмоциональное благополучие ребенка, т.е.:
•иметь
представление о его проблемах и достижениях и верить, что он обязательно
преуспеет в жизни;
•повышать
уверенность ребенка в себе и поощрять к выполнению соответствующих возрасту
задач в школе и дома;
•способствовать
развитию самоуважения, формировать реалистичную самооценку: чаще хвалить,
соотнося похвалу с реальными достижениями; при этом важно сравнивать успехи
ребенка с его предыдущими результатами, а не с успехами других детей;
•относиться к
детям с теплотой и любовью, используя при этом методы поддержания дисциплины;
при таком воспитании дети знают границы дозволенного и одновременно чувствуют
себя в безопасности, понимают, что они желанны и любимы;
•постоянно
общаться с детьми: читать книги, внимательно выслушивать и регулярно
разговаривать с ними; родителям важно поддерживать интерес детей к познанию и
исследованию и самим служить примером во всем.
Рекомендации
родителям начальных классов
1.Ежедневно
интересуйтесь школьными делами детей, проявляя внимание и терпение. Не
ограничивайтесь дежурными вопросами: "Что получил?","Как
дела?", а расспрашивайте о чувствах, настроении, проявляйте эмоциональную
поддержку и т. д.
2.Не скупитесь на
похвалу, замечайте даже самые незначительные, на ваш взгляд, достижения
ребенка, его посильные успехи. При встрече с неудачами вучебе старайтесь разобраться
вместе, найти выход. Не запугивайте ребенка, страх блокирует его деятельность.
3.Развивайте
любознательность, поощряйте любопытство, удовлетворяйте его потребность в
знаниях. Давайте ребенку как можно больше сведений и не забывайте, что до 7 лет
усваивается около 90% основополагающей информации о мире и примерно столько же
важнейших жизненных навыков. На всю оставшуюся жизнь приходится 10%.
4.Покупайте и
дарите книги, диски, картины. Читайте вслух, предлагайте ребенку почитать вам,
обсуждайте книги. Определяйте с ним программу чтения на неделю, месяц и
помогайте осуществить, поощряйте ее выполнение.
5.Помогайте
ребенку выполнять трудные задания, предлагайте выход из сложной ситуации, но не
забывайте давать ему возможность самостоятельно найти выход, решение, совершить
поступок.
6.Будьте
доброжелательны к одноклассникам, не запрещайте им вместе делать уроки.
Замечено, что индивидуально предпочитают работать отличники, а средне- и
слабоуспевающим нравится заниматься парами, группами. К тому же известно: тот,
кто учит, учится сам.
7.Активно слушайте
своего ребенка, пусть он пересказывает прочитанное, увиденное, делится
впечатлениями о прожитом.
8.Не говорите
плохо о школе, не критикуйте учителей в присутствии ребенка, создавайте у него
позитивное отношение к образовательному учреждению.
9.Принимайте
участие в жизни класса и школы. Ребенку будет приятно, если школа станет частью
вашей жизни. Ваш авторитет повысится.
10.Не заставляйте
многократно переписывать, повторять. Понаблюдайте за особенностями умственной
деятельности своего ребенка, выясните, что получается легко, а что дается с трудом.
Посоветуйтесь с педагогом, как улучшить память, как развить сосредоточенность,
организованность и т. п.
11.Обеспечивайте
ребенка всем необходимым для учебы, создавайте атмосферу уважительного
отношения к его труду, вещам, учебникам, делам и т. п.
12.Умственный
труд сложен, требует многих усилий. Помогайте ребенку сохранять веру в себя.
13.При
выполнении домашней работы с ребенком не контролируйте деятельность учителя.
14.Подавляйте в
себе искушение немедленно использовать любую ошибку ребенка для его критики. Помогая
ему выполнять домашнее задание, делайте иногда преднамеренные ошибки, чтобы у
ребенка был шанс исправить вас, испытать удовлетворение от обнаружения
недочета. Только так он сможет понять процесс контроля и обучиться
самоконтролю.
15.Проверяйте
домашнее задание, особенно на первом этапе обучения, при этом давайте понять
ребенку, довольны вы результатами или нет. В следующий раз он будет очень
стараться, чтобы заслужить вашу похвалу.
Рекомендации
родителям учащихся средних и старших классов
1. Постарайтесь
создать условия, облегчающие учебу ребенка:
• бытовые:
хорошее питание, щадящий режим, полноценный сон, спокойная обстановка, уютное и
удобное место для занятий и т. п.;
• эмоциональные:
проявляйте веру в возможности ребенка, не теряйте надежду на успех, радуйтесь
малейшим достижениям, демонстрируйте любовь и терпение в ожидании успеха, не
оскорбляйте его в случае неудачи и т. п.;
• культурные:
обеспечьте ребенка справочниками, словарями, пособиями, атласами, книгами по
школьной программе, дисками; используйте магнитофон для учебных занятий, вместе
смотрите учебно-познавательные программы по ТВ, обсуждайте увиденное и т. п.
2. Слушайте своего ребенка: пусть он пересказывает то, что надо
заучить, запомнить,
периодически диктуйте тексты для записывания, спрашивайте по вопросам учебника
и т. п.
3. Регулярно
знакомьтесь с расписанием уроков, факультативов, кружков, дополнительных
занятий для контроля и оказания возможной помощи.
4. Делитесь знаниями
с детьми из области, в которой вы преуспели.
5. Помните, что не
только оценки должны быть в центре внимания родителей, но и сами знания, даже
если сегодня ими воспользоваться невозможно. Поэтому думайте о будущем и
объясняйте детям, где и когда можно будет воспользоваться полученными знаниями.
6. Помогите сделать
свободное время ребенка содержательным, принимайте участие в его проведении.
7. Не сравнивайте
своего ребенка с другими детьми и их успехами, лучше сравнивать его с самим
собой.
8. В средних классах
подростки могут совместно выполнять домашнюю работу. Это повышает
ответственность - ведь задания делают не только для себя, но и для других.
Наберитесь терпения, когда они занимаются по телефону: уточняют, обсуждают,
спорят.
9. Дайте
почувствовать ребенку, что любите его независимо от успеваемости,
замечаете познавательную активность.
10. Помните, что по
нормам над выполнением всех домашних заданий ученики 5-б-х классов должны
работать до 2,5 ч, 7-8-х классов - до 3 ч, 8-9-х классов -до 4 ч. Старайтесь
придерживаться рекомендаций: это важно для здоровья, психического равновесия и
хорошего отношения ребенка к учебе.
11. Создавайте
традиции и ритуалы семьи, которые будут стимулировать учебную деятельность
детей. Используйте позитивный опыт ваших родителей, знакомых.